ПАМЯТКА для студентов. Типовая модель поведения
Типовая модель
действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников
1. Общая характеристика вероятных нарушителей на объекте образования.
Анализ зарегистрированных в 2017–2021 годах происшествий в учебных заведениях показал, что преступники при нападении на объект образования использовали огнестрельное оружие и (или) самодельные взрывные устройства.
Действия злоумышленников носили заранее спланированный
и организованный характер. В ходе подготовки к террористическому акту ими заблаговременно приобреталось оружие, боеприпасы к нему, холодное оружие, взрывчатые вещества, изготавливались взрывные устройства.
Преимущественно противоправные деяния совершали лица, связанные
с данными образовательными организациями различными жизненными событиями (являлись их учащимися, выпускниками, а также имели друзей среди обучающихся), и обладавшие определенной информацией об охране учреждения, режиме его работы, внутреннем распорядке и расположении помещений.
Как правило, при совершении вооруженного нападения первоначальной целью потенциального преступника становилось лицо, непосредственно обеспечивающее охрану учебного заведения (сотрудник ЧОО, сторож, вахтер), а затем – окружающие люди. При этом действия нападающего на объекте образования (на его территории) выглядели хаотично (беспорядочная, неприцельная стрельба по людям и имуществу учебного заведения).
Взрывное устройство проносилось на объект образования скрытно (открыто), размещалось и приводилось в действие в наиболее многолюдном месте объекта образования (столовая, раздевалка, спортивный зал, рекреация и др.).
2. Общая характеристика модели нарушителя на объекте образования.
Модель нарушителя складывается из следующих составляющих:
типа нарушителя (внешний, внутренний);
целей, которые может преследовать нарушитель;
мотивов действий нарушителя (политические, идеологические, экономические, экологические, личные);
возможного количества нарушителей (одиночный, группа);
уровня его осведомленности об объекте, уязвимых местах и системе физической и технической защитах объекта;
уровня технической квалификации и подготовленности нарушителя к совершению несанкционированных действий (В данной Типовой модели под несанкционированными действиями следует понимать преднамеренные действия, направленные на нарушение правильности функционирования системы, несанкционированного проникновения на объект образования, а также совершение или попытка совершения противоправных действий по отношению к охраняемым объектам.) ;
тактики и сценариев возможных действий нарушителей (последовательность (алгоритм) и способов действий групп и отдельных нарушителей на каждом этапе, маршруты движения);
уровня его оснащения (использование им транспортных средств, специального снаряжения, летательных аппаратов, беспилотных воздушных судов, стрелкового оружия, взрывчатых веществ и иных средств поражения).
В качестве типовых нарушителей рассматриваются:
внешний нарушитель первого типа (одиночный нарушитель или малочисленная группа нарушителей);
внешний нарушитель второго типа (террористическая группа);
внешний нарушитель третьего типа (террорист-смертник);
внутренний нарушитель первого типа (сотрудник, обучающийся или выпускник образовательной организации, родители (законные представители) родственники);
внутренний нарушитель второго типа (сотрудник сторонней подрядной организации, имеющий знания о системе охраны образовательной организаций);
внутренний нарушитель третьего типа (сотрудник подразделения охраны, сотрудник органов внутренних дел, пожарной охраны, ведомственной охраны, службы безопасности).
К целям, которые могут преследовать нарушители, относятся:
причинение вреда жизни и здоровью конкретным лицам на объекте образования;
причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц на объекте образования;
причинение вреда имуществу объекта образования (как основная или дополнительная цель) или завладение имуществом, имеющимся на объекте образования (деньгами, ценностями, имеющимся оружием, транспортом
и т.п.);
совершение опасных действий (взрыва, поджога, стрельбы) на объекте образования без посягательства на жизнь и здоровье людей и (или) причинения вреда имуществу объекта образования (для демонстрации серьезности намерений или демонстрации собственной значимости);
выдвижение требований к органам власти, руководству или конкретным должностным лицам объекта образования или иным неопределенным лицам;
захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный
с выдвижением требований);
совершение самоубийства (суицида) после достижения иных целей (в том числе действия террориста-смертника).
Мотивы, которые могут побудить потенциальных нарушителей
к совершению преступлений террористической направленности на объекте образования, можно разделить на:
политические (нереализуемые политические запросы, обусловленные несогласием с политикой государства, выражение поддержки деятельности экстремистских и террористически ориентированных организаций и групп
в стране и за рубежом);
идеологические (в своей основе обусловленные имеющимися внутренними личностными качествами нарушителя и дополнительно укрепляемые пропагандой идеологии экстремизма и терроризма, присутствующей в СМИ (фрагментарно, включая опосредованную рекламу преступлений террористической направленности ввиду непроработанного с точки зрения психологического влияния контента)
и в социальных сетях (целенаправленно, включая прямые призывы
к экстремизму и терроризму, встречающиеся на сайтах и в отдельных постах экстремистских организаций и лиц);
личные.
Анализ внутренних причин происшедших ранее нападений нарушителей
на объекты образования наиболее важен для проведения профилактики преступлений террористической направленности на объектах образования. Большая часть нарушителей, совершающих (планирующих совершить) преступления на объектах образования в России за последние годы, были подростками 12-19 лет с неустойчивой, а точнее болезненно измененной психикой.
Им чаще всего свойственны:
склонность к вспышкам ярости, недостаточность эмпатии по отношению
к другим, неспособность испытывать вину перед ними, вместе с тем потребность в индивидуальном признании, самоутверждении;
возможное наличие проблем со здоровьем в области психоневрологии, психиатрии, проявление симптомов тревоги и/или депрессии;
наличие у подростков психологической травмы, связанной с физическим, сексуальным, эмоциональным насилием, дисфункуциональным поведением родителей;
неудовлетворенная потребность в доверительном общении со взрослыми
и сверстниками, низкий социальный статус в классе, постепенное отчуждение подростка от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы);
негативный опыт общения со старшими, которые послужили моделью для формирования поведенческих навыков у подростков, в том числе уже состоявших в деструктивных сообществах;
перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростка в сферу свободного общения и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности (отношений), включающей признание экстремистской идеологии.
Важным обстоятельством, увеличивающим вероятность побуждения несовершеннолетнего к совершению преступлений террористической направленности, является накопление факторов риска. Чем больше факторов актуальны для подростка, тем более вероятным становится деструктивное поведение.
Около половины нарушителей было вменяемо (в том числе
с диагностированными психическими расстройствами, не исключающими вменяемости), и понимая, что совершают преступление против жизни других людей, они пытались оправдаться, говоря что «пришли избавить мир от людей, которые являются живностью и биологическим мусором» или что их «мало интересует общение с себе подобными, поскольку все чувства ложь и обман; вокруг одни придурки и есть мысли всех перестрелять», иногда нарушители возлагали ответственность за свои преступления не только на людей, но и на Бога (шестиклассник из поселковой школы Пермского края заявил «В меня вселился Бог! Я не справлюсь с собой») и т.д.
Названные выше проявления характерны для нарушителей, являющихся приверженцами идеологии терроризма и экстремизма. В основе идеологии терроризма, как идеологии насилия, лежит желание считать себя «имеющим право» на насилие (по своему существу принципиально отличающееся от права на законное принуждение, которым обладают работники правоохранительных органов, работники охраны и даже обычные граждане в ходе задержания тех же преступников). В основе идеологии терроризма, как идеологии отрицания общечеловеческих ценностей, лежит отрицание любых позитивных идей. Содержанием личностного мировоззрения нарушителей, создающего условия для будущего совершения преступления террористической направленности, является ряд отрицательных нравственных качеств в их крайних проявлениях. Так, крайнее проявление индивидуализма (человеконенавистничество) вызывает желание уничтожить чужую жизнь. В свою очередь, обостренное тщеславие вызывает готовность ради славы жертвовать чужой и даже собственной жизнью, крайнее проявление корыстолюбия вызывает готовность ради материальной заинтересованности отказаться от любых духовных ценностей, продать и предать свою веру, страну, родных и близких. Помимо перечисленных основных, в формировании мотивации нарушителя участвует
и ряд других нравственных качеств (жестокость – желание любым способом доказать свою значимость, трусость и т.д.).
Осведомленность нарушителя об объекте:
высокая – характерна для внутренних нарушителей;
средняя – характерна для внешних нарушителей, взаимодействующих
с внутренним нарушителем;
низкая – характерна для внешних нарушителей.
Кроме того, осведомленность зависит от тщательности подготовки
к нападению.
Техническую квалификацию и подготовленность нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями:
высокий – хорошее знание системы и работы технических средств охраны, наличие навыков и необходимого оборудования для отключения или блокировки работы средств сигнализации, связи, оповещения, видеонаблюдения, профессиональных средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом, наличие профессионально подобранного набора оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей, пиротехнических устройств, средств задымления и иных необходимых средств для осуществления нападения и последующего отхода с объекта
(в случае его планирования) на основе имеющихся у нарушителя целей;
средний – отрывочные знания о системе работы технических средств охраны, возможны наличие отдельных средств для блокировки связи
и сигнализации, простых бытовых средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств);
низкий – отсутствие знания системы и работы технических средств охраны, наличия отдельных образцов или небольшого набора средств для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств).
Тактика нарушителя на этапе проникновения на территорию объекта образования, в период нахождения на объекте и после совершения активных действий:
на этапе проникновения:
проход непосредственно через КПП, с использованием несовершенства пропускного и внутриобъектового режимов либо их грубого нарушения работниками ЧОО, осуществляющими охрану образовательной организации (в момент смены охраны, в момент отвлечения внимания охраны непосредственно на КПП, в момент отвлечения внимания на другой части объекта путем взрыва, поджога или иного отвлекающего внимание происшествия, путем физического воздействия (в том числе причинения телесных повреждений или смерти) на осматривающего входящих лиц работника охраны, в случае отсутствия второго работника, управляющего средствами доступа и находящегося в безопасной изоляции);
проникновение в здание через дополнительные (служебные, эвакуационные) входы/выходы (в том числе, в момент их планового открытия на объекте);
проникновение через окна или с крыши здания;
проникновение нарушителей одновременно в двух или более местах объекта;
проникновение нарушителей путем фактического разрушения (подрыва) дверей на основном КПП или на дополнительных (служебных, эвакуационных) входах/выходах.
В период нахождения на объекте:
причинение телесных повреждений или смерти строго определенному лицу (или лицам), к которому нарушитель испытывает чувство обиды, ненависти, желает отомстить;
причинение телесных повреждений или смерти неопределенному кругу лиц;
использование слезоточивых, отравляющих, токсичных веществ, использование радиоактивных или биологически опасных веществ, использование иных опасных для жизни и здоровья веществ;
использование собак и иных животных;
совершение действий без посягательства на жизнь и здоровье людей
(стрельба в потолок, по дверям и окнам, по иному имуществу на объекте, организация поджога, взрывов, задымления);
захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований);
захват заложниковна объекте, причинение им телесных повреждений или смерти, с заранее запланированным последующим самоподрывом или самоподрыв без захвата заложников и/или без предварительного причинения телесных повреждений или смерти находящимся на объекте (действия террориста-смертника).
после совершения активных действий –
попытка скрыться с объекта;
попытка суицида;
сдача правоохранительным органам.
В оснащение нарушителя может входить:
транспортное средство, лестницы и/или альпинистское и иное оборудование (в случае проникновения через окна или с крыши здания);
стрелковое или холодное оружие, горючие вещества, пиротехника и дымовые шашки, жилеты и шлемы защитные, поддельные документы и/или форма работников коммунальных служб или правоохранительных органов (в случае проникновения с использованием образа лиц, прибытие которых на объект не вызовет подозрений);
взрывчатые вещества и взрывные устройства.
3. Общие подходы к разработке модели нарушителя на объекте образования.
На основе типовой модели нарушителя на объекте образования разрабатывается объектовая модель нарушителя(За исключением объектов образования, требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности к которым постановлениями Правительства Российской Федерации разработка модели нарушителя не предусмотрена) (далее – ОМН), необходимая для формирования документов по противодействию совершению преступлений террористической направленности на конкретном объекте образования.
В формируемые на основе ОМН инструктивные документы включаются
в том числе:
планируемые меры профилактики несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности (в том числе, воспитание неприемлемости идеологии терроризма, формирование нравственных основ противостояния идеологии терроризма, выявление ранних вербальных и невербальных признаков формирования идеологии терроризма; мониторинг ранних признаков подготовки средств совершения преступлений террористической направленности);
планируемые организационные и технические меры для пресечения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности:
- единовременно – активация кнопки передачи тревожных сообщений для вызова группы быстрого реагирования, дублирующий вызов представителей правоохранительных органов (Дежурных служб территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии.) по телефону, отслеживание и видеофиксация действий нарушителя, установление постоянной связи с правоохранительными органами и прибывающими группами правоохранительных органов, принятие личных мер по возможному задержанию нарушителя, блокированию (изоляции) в определенной части объекта образованияи/или отвлечению его внимания от цели нападения (только при наличии возможности и с учетом исключения возможного дополнительного риска работникам и обучающимся);
- долговременно – переориентация систем обеспечения пропускного
и внутриобъектового режима на повышение эффективности, включая использование при наличии технической возможности шлюзовых систем, обеспечение осмотра проносимых вещей автоматизировано с изолированного рабочего места работника охраны либо одним работником охраны при условии управления допуском на объект со стороны второго работника охраны, находящегося в безопасной изоляции;
подготовка к пресечению действий нарушителей путем проведения учений, тренировок или иных практических учебных занятий с работниками охраны и персоналом объекта с учетом возможной тактики и сценариев действий нарушителей, включающих:
- конкретные действия охраны и персонала объекта, исходя из возможных способов действий групп и отдельных нарушителей, прогнозируемых маршрутов их движения;
- участие работников охраны и персонала образовательных организаций
в тренировках, проводимых территориальными органами ФСБ России,
МВД России, Росгвардии;
- практическую отработку передачи сообщения о совершении преступлений террористической направленности в правоохранительные органы ;
- отработку информационного взаимодействия с группами быстрого реагирования охранных организаций и нарядами правоохранительных органов, направленного на обеспечение непрерывной связи между работниками охраны и прибывающими группами в случае совершения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности;
планируемые меры для минимизации и ликвидации последствий несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности (эвакуация работников и обучающихся, принятие мер по организации тушения пожара в случае его возникновения, вызов представителей органов здравоохранения для оказания помощи пострадавшим, вызов подразделений МЧС России для обеспечения эвакуации из здания при невозможности использования имеющихся выходов и/или окон первых этажей, а также в случае обрушения элементов здания или риске их обрушения и т. д.);
При разработке ОМН и инструктивных документов могут быть использованы методические материалы, касающиеся тактики совершения террористического акта и содержащие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта, размещенные на сайте
ФСБ России http://www.fsb.ru/fsb/supplement/advice.htm, а также учебно-методические материалы, рекомендации по личной безопасности и видеоматериалы, размещенные на сайте НАК:
http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html,
http://nac.gov.ru/dokumentalnyie-filmy.html.